Технология холодного ресайклинга (холодной регенирации), аренда ресайклера в Москве

Технология холодной регенерации (ХР) конструктивных слоёв дорожной одежды заключается в измельчении покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) преимущественно с помощью холодного фрезерования; введении в образовавшийся асфальтобетонный гранулят (АГ) при необходимости нового скелетного материала, вяжущего и, если требуется, других добавок; перемешивании всех компонентов с получением асфальтогранулобетонной смеси (АГБ-смеси); распределении её в виде конструктивного слоя и уплотнении, после чего АГБ-смесь превращается в асфальтогранулобетон (АГБ). Холодную регенерацию осуществляют, как правило, на дороге звеном специализированных машин, где главная машина - ресайклер. (Рис.1)
Рис. 1. Звено специализированных машин для холодной регенерации
 
По экономичности холодная регенерация не имеет себе равных. Смешивание компонентов при холодной регенерации можно выполнять и в полустационарной установке вблизи дороги. Однако это связано с разрывом технологического процесса и добавлением операций: погрузки и транспортировки АГ к месту приготовления смеси, его штабелирования, подачи в смесительную установку и транспортировки АГБ-смеси к месту укладки, что приводит к существенному удорожанию работ.
 
Поверх регенерированного слоя при проведении работ по ресайклингу делают поверхностную обработку (для дорог IV-V категорий) или один-два слоя асфальтобетонного покрытия (для дорог I-III категории). Устранение трещин и усиление в выравнивающем слое на всю или большую часть глубины исключает появление отражённых трещин в вышеукладываемых слоях покрытия (отсутствие копирования трещин). При традиционном методе усиления дорожной одежды, предусматривающем укладку новых слоёв поверх старого основания, появление отражённых трещин неизбежно. (Рис.2)
 
Рис. 2. Варианты устройства конструктивных слоёв (рис 2)
 
Для проектирования и производства работ по холодному ресайклингу необходимо руководствоваться «Методическими рекомендациями по восстановлению асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации» утверждённых распоряжением Росавтодора № ОС-568-р от 27.06.2002 г. и нормами ОДН 218.046-01. Расчёт конструкции дорожной одежды при проектировании по холодному ресайклингу (регенерации) производят используя программы «CREDO» или «РАДОН».
 
В методических рекомендациях изложены сведения по области применения холодной ресайклингу, оценке свойств асфальтобетонного гранулята, получаемого в результате измельчения старого покрытия методом холодного фрезерования; добавкам, применяемым для приготовления асфальтогранулобетонных смесей; подбору состава этих смесей; оценке свойств асфальтогранулобетона; методом его испытания; правилам производства работ и другое;

В зависимости от нового вида вяжущего вводимого в АГ при приготовлении АГБ-смесей, их подразделяют на следующие типы:
  • Э – с добавлением битумной эмульсии;
  • В – с добавлением вспененного битума;
  • М – с добавлением минерального вяжущего (цемент или известь);
  • К – с добавлением комплексного вяжущего (битумной эмульсии или вспененного битума и цемента);
АГБ перечисленных типов отличается своими расчётными характеристиками и скоростью формирования равновесной структуры (структурообразования). Для дорог I-II категорий применяют щебёночные смеси, а для дорог III-V категории допускается применение песчаных АГБ-смесей при работах по холодной регенерации (ресайклингу). Если в АГ, используемом для приготовления щебёночных смесей, содержание щебня меньше 35% при приготовлении АГБ-смесей необходимо добавление недостающей фракции щебня.
 
Показатели физико-механических свойств АГБ по технологии холодной регенерации (ресайклинга), в зависимости от категории автомобильной дороги и типа смеси, должны соответствовать указанным в таблице №1: Таблица №1.
 
Наименование показателя Нормы для категории автомобильной дороги
I-II III IV
для смесей типа
Э М, К В Э М, К В Э М, К В
1. Предел прочности при сжатии, не менее, МПа, при температуре 20°С в возрасте:
а) 1 суток
б) 7 суток


— 
1,4


— 
2,0


1,4


— 
1,4


— 
2,0


1,4


— 
1,4


— 
2,0


1,4
2. То же, при 50°С в возрасте
а) 1 суток
б) 7 суток

— 
0,7

— 
0,8

0,7

— 
0,6

— 
0,7

0,6

— 
0,5

— 
0,7

0,6
3. Коэффициент водостойкости, не менее 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6
4. Водонасыщение по объёму, %, не более 10 10 10 12 12 12 14 14 14
 
Выбор типа АГБ при проектировании
 
Ресайклинг начинается с тщательного планирования.

Должна быть учтена вся имеющаяся в распоряжении техника (возможна аренда ресайклера). В зависимости от имеющегося оборудования и заложенного в проект расчётного модуля упругости намечают для исследования один или несколько типов АГБ-смеси. Битум, входящий в состав добавок для смесей типов Э, В и К при работах по холодной регенерации (ресайклингу), устраняет излишнюю жёсткость состарившегося плёночного битума, окружающего гранулы; экранируют обнажившиеся в результате фрезерования поверхности зёрен минерального материала; обеспечивает сцепление зёрен заполнителя, добавляемого для увеличения содержания щебня или корректировки гранулометрического состава АГБ-смеси, между собой и с АГ; заполняет частично межгранулярные пустоты, уменьшая водонасыщение АГБ; снижает межгранулярное трение, способствуя лучшей упаковке гранул при уплотнении АГБ-смеси; способствует залечиванию микродефектов, возникающих в процессе эксплуатации регенерированного слоя.
 
Цемент, входящий в состав смесей типов М и К при работах по холодной регенерации, образует в присутствии воды цементный камень, который частично заполняет межгранулярные пустоты; армирует битумную плёнку, окружающую гранулы; кристаллически связывается с не обработанными битумом зёрнами, содержащимися в АГ и в щебне.
 
Наиболее технологичны смеси типа Э. Их чаще всего применяют для холодной регенерации слоёв, преимущественно состоящих из АГ. К недостаткам следует отнести возможность колееобразования при тяжёлом движении.

Смеси типа К более сложны в изготовлении, но АГБ из таких смесей более устойчив к колееобразованию. Применение указанных смесей позволяет снизить толщину регенерированного слоя. Слой из смесей типа К быстрее формируется, что особенно важно при неблагоприятных погодных условиях при работах по холодной регенерации (ресайклингу).
 
Смеси типа М чаще всего применяют, когда при холодной регенерации захватывается часть слоя основания из не обработанного битумом материала (более 30% от толщины регенерируемого слоя). АГБ из такой смеси отличается высокими расчётными характеристиками, однако, в регенерированном слое возможно появление усадочных и температурных трещин. Этого можно избежать, используя водный раствор с применением стабилизатора ANT в количестве 0,01% или 100 гр. стабилизатора ANT на одну тонну регенерируемого АГБ.
 
Рис. 3. Bomag MPH-125 в жёсткой сцепке с машиной подающей битумную эмульсию.

НОРМАТИВНО-техническая ДОКУМЕНТАЦИЯ
Вы можете посмотреть и скачать норматино-техническую
документацию для проектирования.